Учитель: Здравствуйте ребята. А вам знакомо слово
гостеприимство? Что оно обозначает?
Ответы
детей.
На
слайде фотографии Казахстана.
Учитель: Как вы думаете, какой стране посвящены эти фотографии?
(ответы детей)
А
где находится эта страна? (ответы детей)
На
карте учащиеся находят страну.
Учитель:
Казахстан
- великая страна, которая находится между Великой Китайской стеной и
стенами Кремля.
Учитель читает стихотворение Н. Байрамова
(играет народная казахская музыка)
Степной
ветер
Прилетел
к нам издалека
С
доброй вестью, с новостью степною:
Вот
вам разноцветные шелка,
Сотканные
солнцем и весною.
Вот
вам нежный аромат цветов –
Ими
вся округа запестрела…
Вот
вам сила для дневных трудов –
Ведь
у вас сегодня много дела…
Много ли вы знаете об
искусстве Казахстана? Хотите узнать больше? (ответы детей)
Задание для
групп:
Из
текста выбрать пять характеристик, записать их в таблицу. Представитель каждой
группы делает вывод о том, как выглядит юрта, степной пейзаж и образ человека.
СТЕПЬ
Степи
стелются во все стороны. Их тягучая долгота обволакивает пологие холмы, сглаженные силой ветра. Только круглый
купол голубого неба накрывает плоский травяной ковёр зелёной равнины. Весной изумрудно-
зеленая степь покрывается алыми цветами. Над
травяными коврами равнины стоит звенящая тишина.
Бескрайний
океан трав может прокормить летом и зимой огромные стада
домашних животных (лошадей и овец), поэтому народы степей – скотоводы.
Их называют кочевыми, потому-то они передвигаются по своим просторам.
Юрта
Юрта - переносное жилище кочевников. Снаружи она похожа на купол. Часто бывает из белого войлока, скреплённого и украшенного
узорными красными лентами. Ярко и выразительно украшена
дверь, её видно издалека, она привлекает внимание, радует, приглашает в
дом. В самой середине юрты очаг, а прямо над ним в центре отверстие – дымник. Это единственное окно юрты через
которое всегда можно увидеть небо и звезды.
Юрта служит надёжной защитой от зимних
бурь, дождей и летнего зноя. При этом в ней всегда живёт аромат трав, чистый
дух ветра, тепло солнца.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
Казахи любят петь песни и играть на домбре(традиционный музыкальный инструмент).
Национальная костюм – халат и
тюбетейка. Халат носили и мужчины и женщины,
шили его не только из замши, но и из привозных шерстяных и хлопчатобумажных
тканей черного или синего цвета.
Тюбетейка
– лёгкая летняя шапочка из бархата или
парчи. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки, украшали
серебряной и золотой тесьмой.
Женский национальный костюм состоит из
белого хлопкового или цветного шелкового платья и вышитого
бархатного жилета. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато
украшенную шапку с пучком перьев на макушке.
Упражнение
«Юрта»
В течении 3 – 5 минут «построить» юрту без подручных
материалов (показать дверь, очаг, дымник, найти место для коллективной работы).
Учитель: Юрта, как и вся утварь в ней, украшена со смыслом:
орнаменты означают стремление оградить дом от несчастий и пожелать процветания.
Внутри юрты пол и стены
устилают теплые красочные ковры. Красного цвета здесь больше всего, потому что
он символ радости и весны
В самой середине юрты- очаг, как ее горячее
сердце. А прямо над ним в центре купола отверстие - дымник. Это единственное
окно, и через него всегда можно видеть небо и звезды. Кольцо дымника имеет
перекладины в виде расходящихся лучей, которые указывают стороны света. А дверь
юрты всегда обращена на юг, к живительному теплу.
Солнечный луч, попадая через верхнее
отверстие внутрь юрты, ходит по ее кругу, как часовая стрелка. Пространство
юрты разделено на двенадцать частей и показывает время дня.
2группа: индивидуально, на альбомном листе, нарисоватьюрту и вырезать
3 группа: индивидуально, на альбомном листе, нарисовать и
вырезать мужской или женский образ в национальной одежде.
За
2-3 минуты, каждая группа, представляет свою часть работы.
(группа художников склеивает единую работу)
Учитель
подводит итог, дает качественную оценку детской деятельностии читает стихотворение Ирины Деевой «О
Родине»
«...В
ней сплетаются дивная трель соловья
И домбры упоительной пенье.
Песня этой Земли — это сила моя,
В ней черпаю свое вдохновенье.
Соловью в унисон подпевает душа,
И мелодия в сердце родится...
Невозможно не петь, этой степью дыша!
Здесь и люди как певчие птицы».
Учитель высказывает свое положительное
отношение к коллективной работе детей и благодарит за урок.