·для учащихся -
гуашь, кисти(мелкие и крупные), баночки для воды, ножницы, клей ПВА.
Ход урока:
1. Организационный момент. Организация
посадочных мест по группам. Приветствие.
2. Ребята! У каждого
из нас дома есть посуда. Она бывает разной. А как вы думаете, кто ее придумал?
Нужна ли посуде красота?
Ученик: посуду придумывает художник. Есть посуда на
каждый день. Она прочная, устойчивая, спокойная. С ней удобно и привычно. А
праздничная посуда тонкая и изящная, ее детали более сложные, украшения богатые
и разнообразные.
Учитель: недалеко от Москвы, среди широких раздолий
Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. А знаменито
оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных
подносах.
На экране композиции
жостовских мастеров, заранее подготовленный ученик читает стихотворение П.
Синявского «Жостовские кисти»:
На
жостовском подносе,
В
зеркальной глади лака,
Ржаная
медь колосьев,
Степной
румянец мака,
Багрянец
поздних листьев,
Лесной
подснежник первый.
А
жостовские кисти
Нежнее
легкой вербы.
Учитель: рассмотрите эти
подносы. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и
свободно брошены на специально подготовленный фон подноса. Узнаете ли вы эти
цветы, назовите их.
Учитель демонстрирует
видеофильм«России яркие букеты». Мастер
никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма дает
мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип
жостовской росписи. Присмотритесь к росписи подносов. Букеты на них плотные,
почти нигде не видно стебля.
Ребята, а теперь посмотрите на доску и
постарайтесь запомнить, как правильно работать кистью и цветом. (На стеклянной
доске или на картонных шаблонах учитель показывает этапы росписи жостовских
подносов).
1.Грунтовка. Прежде
чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют,
шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще
всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.
д.
2.Замалевок.
Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на
подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в
соответствии со своим замыслом.
3.Тенёжка.
Следующий этап росписи после замалёвка.
Полупрозрачными красками
художник наносит цветные тени. Слово
«тенёжка»- созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
4.Прокладка.
Пожалуй, самый ответственный этап
послойного жостовского письма. Форма
букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и
реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём.
Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка
создаёт настроение и колорит.
6.Чертёжка. Это заключительная часть работы над
букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но
очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках,
«семенца» в центре чашечек цветов.
7.Привязка. Предпоследний этап росписи подноса,
когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких
стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с
фоном.
8.Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из
геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может
соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие
выглядит незаконченным.
Упражнение «Найди
ошибку»
Учитель
демонстрирует поднос с ошибками, а ребята находят их.
Динамическая пауза.
Упражнение «Микеланджело».
Постановка
художественной задачи.
Задание: Индивидуально выполните фрагменты жостовской
росписи, затем их необходимо вырезать и приклеить на эти картонные подносы.
(Первая группа- поднос черного цвета, вторая- зеленого, третья- красного).
Учащиеся работают
сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом
кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. А
альбом нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда
находилась в удобном положении.
В ходе работы учитель корректирует работу в
группах.
Итог урока.
Анализ и оценка коллективных работ.
Памятка для
представления работы.
·В каком виде
росписи выполнена работа?
·Какие средства
выражения вы использовали?
·Какова цветовая
палитра на подносе?
·Какие цветы вы
изобразили?
Вопросы для обсуждения:
1.Какие работы понравились?
2.Какими средствами передано настроение?
3.Что бы вы добавили, чтобы работа стала более
выразительной?
4.Что такое «привязка»? Что к чему привязывают и каким
образом?
5.От какого слова происходит термин «уборка»?
6.Почему художник вставляет холст в раму?
7.Как можно украсить дом подносом?
В конце урока организуется выставка «Жостовские
подносы». Ребята украшают класс.