Понедельник, 25.09.2017


  Когда работа-искусство

                             Сайт учителя изобразительного искусства 
                                    МОУ СОШ №6 г. Амурска Хабаровского края
                                 Симакова Евгения Леонидовича

                                        








Меню сайта
Мини-чат
Погода
Яндекс.Погода
ИМЦ
Статистика
Главная » Файлы » Мои файлы

Посуда в твоем доме. Жостовский букет.
10.07.2010, 13:43

Цели урока:

·        образовательная - ознакомить детей с традиционным русским художественным промыслом- «Жостовская роспись»;

·        развивающая - развитие художественного вкуса, зрительной памяти, речи, мелкой моторики рук;

·        воспитательная - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, взаимную вежливость.              

 

Оборудование и материалы:

·        для учителя - готовые  изделия, учебные пособия и таблицы, компьютер, проектор(для демонстрации презентации), телевизор(для просмотра видеофильма «России яркие букеты»;

·        для учащихся - гуашь, кисти(мелкие и крупные), баночки для воды, ножницы, клей ПВА.

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Организация посадочных мест по группам. Приветствие.

 

2. Ребята! У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. А как вы думаете, кто ее придумал? Нужна ли посуде красота?

Ученик: посуду придумывает художник. Есть посуда на каждый день. Она прочная, устойчивая, спокойная. С ней удобно и привычно. А праздничная посуда тонкая и изящная, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.

Учитель: недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

На экране композиции жостовских мастеров, заранее подготовленный ученик читает стихотворение П. Синявского «Жостовские кисти»:

 

На жостовском подносе,

В зеркальной глади лака,

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый.

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

Учитель: рассмотрите эти подносы. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошены на специально подготовленный фон подноса. Узнаете ли вы эти цветы, назовите их.

Ученики: маки, розы, лилии, анютины глазки, ромашки, колокольчики, пионы, тюльпаны, ирисы, георгины, васильки, цветы яблони.

Учитель демонстрирует видеофильм  «России яркие букеты». Мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской росписи. Присмотритесь к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видно стебля.

Ребята, а теперь посмотрите на доску и постарайтесь запомнить, как правильно работать кистью и цветом. (На стеклянной доске или на картонных шаблонах учитель показывает этапы росписи жостовских подносов).

1.     Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.

2.     Замалевок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

3.     Тенёжка. Следующий этап росписи после замалёвка.             Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.  Слово «тенёжка»- созвучно слову «тень». У цветов появляется  объём, обо­значаются теневые места растений.

4.     Прокладка. Пожалуй, самый ответственный этап послой­ного  жостовского письма. Форма букета обретает плоть —               уточняются многие детали, высветляет­ся и реализуется        контрастный или более гармо­ничный строй всей композиции.

5.     Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством незави­симых источников света. Бликовка создаёт наст­роение и колорит.

6.     Чертёжка. Это заключительная часть работы над буке­том. При помощи специальной тонкой кисти ху­дожник наносит небольшие, но очень значитель­ные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

7.     Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изде­лия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и свя­зывается с фоном.

8.     Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из гео­метрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Упражнение «Найди ошибку»

Учитель демонстрирует поднос с ошибками, а ребята находят их.

 

Динамическая пауза. Упражнение «Микеланджело».

 

Постановка художественной задачи.

Задание: Индивидуально выполните фрагменты жостовской росписи, затем их необходимо вырезать и приклеить на эти картонные подносы. (Первая группа- поднос черного цвета, вторая- зеленого, третья- красного).

Учащиеся работают сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. А альбом нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении.

  В ходе работы учитель корректирует работу в группах.

 

Итог урока. Анализ и оценка коллективных работ.

 

Памятка для представления работы.

·        В каком виде росписи выполнена работа?

·        Какие средства выражения вы использовали?

·        Какова цветовая палитра на подносе?

·        Какие цветы вы изобразили?

 

            Вопросы для обсуждения:

1.     Какие работы понравились?

2.     Какими средствами передано настроение?

3.     Что бы вы добавили, чтобы работа стала более выразительной?

4.     Что такое «привязка»? Что к чему привязывают и каким образом?

5.     От какого слова происходит термин «уборка»?

6.     Почему художник вставляет холст в раму?

7.     Как можно украсить дом подносом?

 

В конце урока организуется выставка «Жостовские подносы». Ребята украшают класс.

 

Уборка рабочих мест.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Симаков
Просмотров: 3856 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017