Суббота, 18.11.2017


  Когда работа-искусство

                             Сайт учителя изобразительного искусства 
                                    МОУ СОШ №6 г. Амурска Хабаровского края
                                 Симакова Евгения Леонидовича

                                        








Меню сайта
Мини-чат
Погода
Яндекс.Погода
ИМЦ
Статистика
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок "Сопереживание-великая тема искусства"
02.02.2010, 19:07

Предмет: изобразительное искусство. Программа Б.М. Неменского (4класс)

Тип урока: комбинированный.

Тема: «Сопереживание – великая тема искусства».

Цель: познакомить учащихся с картиной великого русского художника

В. Перова «Тройка». Обратить внимание на её выразительные особенности.

Задачи:

1.     продолжить формировать навык в определении средств художественной выразительности

2.     развивать творческое мышление и способность оценивать данное произведение

3.     воспитывать чувство сострадания, сопереживания героям художественного произведения

Оборудование: для учащихся – кисти, гуашь, листы ватмана;

                           для учителя – фотоаппарат, компьютер, экран.

 

ХОД УРОКА

 

Учитель. Ребята вам знакомо слово «сопереживание»?

Ответы детей.

Учитель. Что вы вкладываете в это понятие?

Ответы детей. Сопереживать – значит сочувствовать кому – то, понимать его душевное состояние. Уметь поставить себя на место другого человека, понять интересы другого человека как свои собственные

Учитель. На экране вы видите картину Василия Перова, а я вам прочитаю стихотворение Н. Некрасова «Плач детей» (фоном звучит музыка «Токката и фуга ре-минор» И.С.Баха).

 

 

ПЛАЧ ДЕТЕЙ

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
 
«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
 
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,-
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
- Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!-
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
 
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей...»

 

Учитель. Что вы почувствовали, слушая стихотворение, музыку и смотря на эту картину?

Ответы детей. Мы  сочувствуем детям, нам их жалко, потому что…

Учитель. Ребята, а я почувствовал горе и отчаяние в детских словах. А как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей.

Учитель. Художник Перов назвал эту картину «Тройка». Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Учитель. Картина написана в мрачных, серых тонах. Небо покрыто мглой. Обледеневшие края бочки и бледные лица детей выделяются белыми пятнами на общем мглисто-сером фоне картины. Как бесконечна монастырская стена, так и бесконечна, и тяжела работа детей.

С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти, в изношенном ватном пальтишке. Из-под полы, отброшенной встречным ветром, виднеется легкое ситцевое платье. На голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра назад. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча, одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик – постарше; его рваный зипун и старенький куртуз совсем не греют, не добавляют тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице уже усталость и страдание.

Эти дети отданы в ученики мастеровому, который не столько учит их ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по хозяйству.

Лишь крошечная доля радости досталась  им – это Жучка, бегущая впереди «тройки». Жучка, единственный друг детей, всегда готова защитить их.

 

Учитель. Жалко таких ребятишек. Правда? А ведь важно не только пожалеть, посочувствовать, сопереживать этим обделенным детям. Важно ведь им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. А может, нужно просто оглянутся вокруг – может я могу помочь, и это зависит от меня. Я всем предлагаю встать в круг, представьте себе, что самолет, на котором мы летим, потерял управление и через несколько минут произойдет катастрофа. Но у вас есть шанс спастись. Вам будут выданы парашюты (учитель раскладывает листы бумаги в центре круга). Одна беда: парашютов не хватает на всех пассажиров. По моему сигналу (хлопку) вы должны взять парашюты. Те, кто взял парашюты, выходит через «люк» (два стула) и садятся на свои места. А теперь прошу всех высказаться, почему вы взяли парашют? Тем, кому их не хватило, обоснуйте предоставление парашюта именно вам.

Ответы детей.

Учитель. Сейчас мы с вами создадим рисунки в группах, эта работа коллективная и вы будите работать вместе. Сюжет найдите и продумайте самостоятельно. Подумайте, кто  страдает вместе с вами. Чью боль вы слышите? Как выразить это в рисунке, чтобы и зритель понял и почувствовал сострадание?

Учитель. Для воплощения своего замысла можно ограничить палитру и работать несколькими цветами – холодными, белой и черной краской.

Учитель. Ребята теперь  представьте свои коллективные работы. Как бы вы их назвали?

Ответы детей

Учитель фотографирует детские работы и вставляет их в презентацию Power Point .

На экране картина В.Перова «Тройка» и три творческие работы

Учитель. Что общего в ваших работах и картине художника Перова?

Ответы детей

 

Учитель. Посмотрите, ребята, как много нам с вами может сказать картина! Стихотворение! Музыка! Произведения искусства могут нас волновать, не оставлять равнодушными лишь при условии, если… мы его…понимаем. Сопереживаем вместе с автором произведения искусства.

 

Учитель подводит итог, дает качественную оценку детской деятельности. Высказывает свое положительное отношение к коллективным работам детей и читает стихотворение Р. Гамзатова.

Ты счастлив тем,

              что многие года

Живешь спокойно с

              бурями не споря,

Друзей не знаешь,

              то есть никогда

Ни с кем не делишь

              радости и горя.

Но если даже прожил

             ты сто лет,

И голова, как мудрость,

             поседела,

Тебе при людях

             говорю я смело,

Что не родился

             ты еще на свет.

 

Учитель. Я благодарю вас за урок. До встречи.

Категория: Мои файлы | Добавил: Симаков
Просмотров: 7763 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Уроки Евгения Леонидовича восхищают одновременно и своей простотой, и своей глубиной.Казалось бы чего проще, краски, музыка, картины, стихи - и урок готов. Но как тонко, как виртуозно выстроены все элементы урока. Как единственно правильно выбраны средства достижения поставленных целей урока. Его уроки не просто уроки изобразительного искусства - это уроки духовного взросления и мудрости. А это так важно, согласитесь, чтобы наши ученики росли неравнодушными, умели видеть красоту и создавали её вокруг себя своими руками.

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017