Тема: «Цвет-основа
языка живописи. Колорит».
(
урок с применением интерактивной доски INTERWRITE).
Цель урока: обобщить знания по теме «Живопись», познакомить с понятием
«колорит».
Оборудование: для учащихся
–кисти, гуашь, бумага;
для
учителя – компьютер, проектор, интерактивная доска, методические таблицы «Колорит», «Цветовой
круг».
Продолжительность занятия: 45 минут.
I.
Организационный момент.
II.
Обобщение темы, изученной на прошлом
уроке.
·
Назовите
известные вам виды изобразительного искусства.
·
На
прошлом уроке мы познакомились с живописью. Назовите главное средство
выразительности.
·
Если рассмотреть
«Цветовой круг», на таблице, то он
делится на две части. Какие?
Активизируем 1 слайд интерактивной доски. Используя
инструмент «Выделенный элемент», разделите данную группу на две части.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все остальные, в которых
имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца,
огня, того. Что в природе действительно дает тепло. Холодные цвета: фиолетовые,
голубые, синие. Они ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно
холодным- льдом, снегом, лунным светом.
Активизируем 2 слайд интерактивной доски. Используя
инструмент «Выделенный элемент», заполните представленную таблицу.
Нет
никакого сомнения, что цвет оказывает на нас очень сильное
воздействие. Все древние народы придавали большое значение влиянию
цвета и наделяли разные цвета символическим смыслом. В прошлом учебном году мы
изучали народное искусство. У многих народов красный цвет — цвет
солнца и любви, зеленый — цвет юности, обновления и надежды, а белый
— цвет чистоты и невинности. Однако в разные эпохи и в разных
культурах смысловое значение цвета сильно менялось. Так, в культуре
Византии императорскую власть олицетворял красный цвет, а в
Китае — желтый, который был символом мудрости и просвещенности.
В народном искусстве символика цвета
часто складывалась под воздействием красок окружающей природы.
Например, в желтых песках пустынь самым ярким, звучным и красивым
виделся голубой цвет, а в зелени лесов, так же как и на белом,
холодном снегу, особенно нарядным, звучным казался
красный цвет.
Цвет оказывает влияние на наше самочувствие.
Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, скорее всего,
потому, что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый,
красный цвета как бы пробуждают энергию, желание действовать. В
течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные
представления о связи различных цветов с разными жизненными
явлениями.
- Динамическая пауза «Разноцветные буквы»
На экране будут показаны разноцветные буквы,
если вы увидите «теплую» букву, приседаем, а «холодную», поднимаем вверх руки.
III.
Сообщение нового материала
На экране ребята прочитали слово
«колорит».
Очень часто ученики, взяв краски, сразу рисуют траву зеленой, небо — голубым,
а морковку — рыжей.
Это знак цвета, который
обозначает собственный, неизменный цвет предмета, без влияния
на него реального окружения. Он называется локальным
цветом. Но если ты посмотришь на траву, то увидишь множество оттенков зеленого,
заметишь, как теплеет цвет травы под лучами
солнца и синеет в тени. А каков голубой цвет неба? Высоко над головой он бывает ярко-синим, а впереди на горизонте — светло-зеленым. Да и желтое или розовое
небо — это обыкновенное чудо природы!
Цвет надо учиться видеть! Это
далеко не просто и составляет важнейшую сторону мастерства художника.
Можно сказать, что для цветового построения картины главным является
умение художника видеть цвет.
От древнелатинского слова color (колор),
обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие «колорит», но
современный смысл его гораздо сложнее.
Колорит-это цветовой строй произведения,
взаимосвязь всех его цветовых элементов.
Колорит раскрывает
нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение
картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным,
грустным и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и
темным.
Художник создает колорит
картины в зависимости от впечатления и настроения, которое он хочет
передать. Многие художники отличаются своим неповторимым колоритом,
по которому, например, можно узнать картины Ренуара, Рембрандта, Врубеля
или Репина.
Но часто природа сама
диктует предполагаемые гармонии цветовых оттенков, исходя из
ее состояния, освещения, времени года.
Активизируем 3 слайд интерактивной доски. Используя инструмент «Выделенный элемент»,
разделите данные картины на две группы. Используя инструмент «прожектор» определите композиционный центр каждой из картин.
(Прозрачность экрана 25-30 %). Инструментом «перо» белого цвета обозначают
передний, средний и дальний планы картины, выясняя при этом равновесие картины.
Местоположение крупных и легких предметов, наличие глубины пространства и фона.
IV.
Постановка учебной задачи.
Практическая работа.
Художник создает колорит
картины в зависимости от впечатления и настроения, которое он хочет
передать. Многие художники отличаются своим неповторимым колоритом,
по которому, например, можно узнать картины Ренуара, Рембрандта, Врубеля
или Репина.
Но часто природа сама
диктует предполагаемые гармонии цветовых оттенков, исходя из
ее состояния, освещения, времени года.
Задание:
выбери и изобрази сказочный мир цветной страны.
·
Замок
фиолетовой колдуньи
·
Солнечный
город
·
В
стране коричневого шоколада
·
Зеленый
порядок в стране дракона
V. Итог урока. Вернисаж «Колорит в
сказочной стране»
Домашнее
задание: подберите открытки, вырезки из журналов по теме
«Живопись.
Колорит»
Уборка рабочих мест.
|