Понедельник, 29.04.2024


  Когда работа-искусство

                             Сайт учителя изобразительного искусства 
                                    МБОУ СОШ №6 г. Амурска Хабаровского края
                                 Симакова Евгения Леонидовича

                                        








Меню сайта
Мини-чат
Погода
Яндекс.Погода
ИМЦ
Статистика
Главная » Файлы » Мои файлы

ART - ТЕРАПИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
24.06.2021, 08:51

Среди многообразия новых педагогических приемов, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет прием «Art-терапия», который отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.

Уроки английского языка в современной школе претерпевают изменения. Повышаются требования к учителю, к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особая роль в современных условиях отводится профессиональному стандарту педагога, который рассматривается как ориентир  профессионально-личностного развития учителя. В концепции профессионального стандарта педагога указывается на то, что педагог является ключевой фигурой реформирования образования. Это означает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями, в том числе умением работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с профессиональным стандартом для современного педагога должна быть характерна «готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку». Полагаю, что готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ включает в себя: 1.Когнитивный компонент. По официальным данным сегодня лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Чтобы сухие данные статистики не заслонили конкретного ребенка, важно наличие у педагога знаний о состоянии психического и физического здоровья детей, с которыми он работает. 2.Деятельностный компонент. Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный, известный просветитель полагает, что болезнь – это медицинская категория, а здоровье – педагогическая, поскольку является мерой реализации генетических потенциалов человека в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик. По мнению ученого, эта жизнеспособность не дается изначально в готовом виде, а развивается и укрепляется в процессе воспитания. Здоровье ребенка либо формируется и развивается, либо растрачивается. Автором разработана принципиально новая концептуальная основа и методологическая система раскрепощения учащихся в образовательном процессе, основанная на принципах телесной и сенсорной свободы, двигательно-поисковой активности, трудового и художественного творчества. Таким образом, использование педагогом природосообразных педагогических технологий позволяет не только сохранить, но и укрепить здоровье детей. Деятельностный компонент готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ предполагает  сформированные у педагога умения проектировать образовательный процесс с позиций здоровьесбережения. 3.Личностный компонент. Как справедливо отмечает М.М. Поташник, профессиональные функции (знание особенностей ребенка, владение научным знанием, лежащим в основе учебного предмета, и методикой его преподавания, воспитательная деятельность и многие другие) реализуются «не неким абстрактным, одинаковым для всех механизмом, а конкретным человеком, уже обладающим определенным  набором личностных качеств, и потому – профессиональное и личностное в учителе существует в тесном переплетении, взаимосвязи и взаимодействии». Итак, такие личностные качества педагога как гуманизм, высокая нравственность, эмпатия в работе с детьми с ОВЗ приобретают особую значимость, поскольку «при всем совершенстве дидактических приемов учебно-воспитательный процесс в первую очередь должен нести нравственное начало, которое может быть реализовано через саму личность педагога. Только личность во всей глубине ее нравственной ориентации на высшие человеческие ценности сможет в конечном счете осуществить концептуальные и методические замыслы современной педагогики. И только проблемы, поставленные и решенные на уровне совести и ответственности, могут найти интеллектуальное и методическое решение. Вне этого основополагающего условия все наши педагогические усилия могут быть сведены на нет и стать простыми ухищрениями известной педагогической индустрии, манипулирующей человеческой личностью. В этом смысле нравственное начало имеет доминирующее значение в новой педагогике.

Все чаще учителю необходимо сталкиваться с детьми с ОВЗ. Структура и построение урока изменяется  в зависимости от настроения и психологического состояния ребенка на уроке. От его поведения зависит многое. Иногда приходится менять задания или повторять их несколько раз, чтобы ребенок смог полностью понять данный материал. Приходится включать в работу нетрадиционную методику, увеличивать количество наглядного материала, добавлять аудио и видео разработки. В процессе каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение). Все эти процессы происходят очень медленно и требуют особенного подхода к каждому ребенку. Поэтому в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать психофизиологические особенности детей с ОВЗ используя следующие методические приемы:

1. Физминутки и ролевые игры обеспечивают закрепление и запоминание лексических единиц.

2. Часто меняю виды деятельности. Особенно мини зарисовки позволяют поддержать необходимый интерес при изучении лексики (т.к. цифры, цвета, животные, времена года и т.д.). Когда ребенок может выразить свои эмоции через рисунок, а иногда даже и сам подскажет, на что именно нужно обратить внимание и что еще раз необходимо произнести и закрепить.

Самое главное мы должны помнить, что при работе с такими детьми мы не должны перейти ту грань, которая бы повлекла за собой нелюбовь к иностранному языку. Мы должны сохранить их интерес к языку, ведь для кого-то он может стать не просто чем-то новым и интересным, а может и смыслом в жизни. Арт-терапия на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения. Она вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира. В конечном итоге арт-терапия стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.

С точки зрения психологии, овладение речевой деятельностью происходит только тогда, когда потребность речевого общения воплощается в предмете этой деятельности – мысли. Следовательно, нужны такие ситуации, в основе которых был бы обмен мыслями, а язык стал бы средством формирования и формулирования этих мыслей. Приоритетными должны стать такие методы, приемы обучения, которые могли бы предоставить достаточный объем устной практики каждому ученику группы на уроке, а на этапе творческого применения речевого материала могли обеспечить общение учащихся на основе обмена мнениями, мыслями по поводу той или иной проблемной ситуации, знаний учащимися особенностей функционирования иностранного языка в новой для них культуре. Прием «Art-терапия» в силу своей дидактической сущности позволяет решать эти задачи.

Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников с ОВЗ. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над рисунком они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению английского языка.

Категория: Мои файлы | Добавил: Симаков
Просмотров: 99 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024