Понедельник, 29.04.2024


  Когда работа-искусство

                             Сайт учителя изобразительного искусства 
                                    МБОУ СОШ №6 г. Амурска Хабаровского края
                                 Симакова Евгения Леонидовича

                                        








Меню сайта
Мини-чат
Погода
Яндекс.Погода
ИМЦ
Статистика
Главная » Файлы » Мои файлы

МЫ МОЖЕМ ПОНИМАТЬ БЕЗ СЛОВ ИЛИ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
24.06.2021, 08:44

Уважаемые коллеги, обычно мы с вами стараемся контролировать то, что мы говорим, но абсолютно забываем про то, как мы это говорим, мы не контролируем то, что у нас «написано» на лице, в какой мы позе и т.д.

Если вербальные способы общения контролируются человеком достаточно хорошо, то невербальные осуществляются на подсознательном уровне. Мы можем даже не подозревать о своих характерных жестах, привычном выражении лица. «Считывание» невербальных сигналов происходит также неосознанно. Иногда трудно дать себе отчет в том, почему один человек нравится, а другой – нет, почему одним мы доверяем и верим, а другим нет?

Но также мы знаем, что навык невербальной коммуникации — так же развивается, как и любой другой навык.

Овладение навыками невербальной коммуникации помогает нам:

• при получении  информации от собеседника;

• при отслеживании эмоционального состояния собеседника;

• при управлении своим эмоциональным состоянием;

• при профессиональной деятельности, при проведении уроков, а также в личной коммуникации.

В своей знаменитой книге «Язык телодвижений» австрийский писатель Алан Пиз утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 93 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов.

 

Итак:

Что мы говорим – 7%

Как мы говорим – 38%

Язык нашего тела – 55%

Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать её наличие элементарно. Проведём эксперимент:

Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастным. Получается?

А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости.

Не получается? И не получится, потому что несчастье нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.

Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямым выражением его психического состояния, поэтому сегодняшнее занятие будет посвящено самой информативной части нашего общения и самой забываемой – языку нашего тела.

Чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения. А к невербальным средствам общения, как мы уже сказали, относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.

Пользоваться языком невербального общения или нет, это личное дело каждого, но мы сегодня попробуем убедиться в том, что очень многое можно выразить на языке жестов, мимики и телодвижений. Мне потребуется восемь человек, прошу вас выйти на сцену.

Практическая часть.

Упражнение «Поздороваться без слов». Уважаемые участники, поприветствуйте друг друга

-только глазами;

-только головой;

-только плечами.

         Упражнение «Раз-два-три-четыре-пять». В этом упражнении участники по моей команде (хлопку) должны вместе выкинуть одинаковое количество пальцев.

С первого раза это, конечно же, не получится. Задача участников заключается в том, чтобы прийти к единому решению, причем не договариваясь и используя как можно меньшее число попыток.

Упражнение «Кто вы?»

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось. На выполнение задания дается 3 мин.

Список животных: кошка, медведь, лиса, кролик, обезьяна, коза.

Комментарии: После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» Что вам помогло найти свою пару?

Очень многое зависит от того, как мы можем общаться на невербальном уровне. Порой наши жесты, мимика говорят о нас быстрее, чем наши слова. И понять человека можно и без слов.

Упражнение «Пластилин».

Группа делится на пары. Партнеры садятся напротив друг друга (можно выполнять с завязанными глазами). На столе между ними кладется большой кусок пластилина.

Инструкция: слепить одновременно из куска пластилина – птицу. Разговаривать запрещается. На выполнение задания дается 3 мин.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой стиль взаимодействия выбрала каждая пара – соглашения или конфликта?
  • Было ли распределение ролей в паре - ведущего и ведомого с помощью мимики или жестов?
  • Какие чувства испытывали, выполняя упражнение?

Упражнение «Рукопожатие»

Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием.

Закончить нашу встречу хотелось бы одной притчей.

Жили два брата, старший был мудр, а младший мало того, что дурак, но еще и одноглазый. И вот однажды вечером к ним в дом постучался монах, и попросился переночевать. Если странствующий монах хочет переночевать, он должен в споре победить хозяина жилища. Старший брат был занят, и послал спорить с пришедшим своего младшего брата, поставив условие, что спор будет проходить без слов.

Младший брат с гостем ушли в соседнюю комнату, через минуту монах вышел, поклонился старшему брату и сказал, что он побежден и должен уйти. Тот, зная умственные способности своего младшего брата, изумился и попросил рассказать, как, собственно, было дело.

Мы вошли в комнату, - начал монах, - сели друг напротив друга, и начали спор без слов. Я показал вашему брату один палец, что символизирует Будду, он в ответ показал мне два пальца, указывая на Будду и его учеников. Я тогда показал три пальца, говоря, что есть Будда, его ученики и его учение. Ваш брат показал мне в ответ сжатую в кулак руку, напоминая этим, что всё это одно целое. Я не нашел, что возразить, я побежден и должен уйти.

Но как только странствующий монах вышел, в комнату влетел разъяренный младший брат.

- Где этот нахал? - закричал он.

- Расскажи мне, как вы спорили, - попросил старший брат.

- Мы сели напротив друг друга и начали спор без слов, как ты просил. Он показал мне один палец, намекая на то, что я одноглазый. Я, будучи вежливым, показал ему два пальца, намекая на то, что у него-то их два. Монах в ответ показал мне три пальца, указывая на то, что у нас три глаза на двоих. Я рассердился и показал ему кулак, намекая на то, что поколочу его. А он вскочил и побежал жаловаться тебе.

Мы говорим о силе слова

На протяжении веков.

Но не всегда порой готовы

Понять, почувствовать без слов.

Вот и подошла к концу наша встреча. Мне было приятно и интересно с вами работать. Сейчас предлагаю сделать один снимок, оценить наш мастер-класс, только с помощью невербальных способов общения. (Ведущий фотографирует.)

Уважаемые коллеги! Желаю Вам творческих успехов, приятных собеседников, понимания. И в какой бы ситуации мы не оказались, давайте не забывать везде и всюду брать с собой улыбку!

Категория: Мои файлы | Добавил: Симаков
Просмотров: 105 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024