Понедельник, 29.04.2024


  Когда работа-искусство

                             Сайт учителя изобразительного искусства 
                                    МБОУ СОШ №6 г. Амурска Хабаровского края
                                 Симакова Евгения Леонидовича

                                        








Меню сайта
Мини-чат
Погода
Яндекс.Погода
ИМЦ
Статистика
Главная » Файлы » Мои файлы

Педагог – наставник: должность или миссия?
[ Скачать с сервера (38.0 Kb) ] 19.06.2023, 04:52

Эссе «Педагог – наставник: должность или миссия?».

 

Е.Л. Симаков

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 6 города Амурска амурского муниципального района Хабаровского края.

 

 

Педагог – наставник должность или миссия? Есть над чем поразмыслить…Принято говорить, что каждый из нас имеет свою предопределенную судьбу. Но все-таки, мне кажется, что человек сам вправе менять направления своей жизни, тем самым изменяя свой путь.

            Ведь нередко мы сталкиваемся с ситуациями выбора, когда от принятого нами решения зависит судьба другого человека… Главное в этом нелегком деле – оценить все положительные и отрицательные стороны, определиться со своими взглядами и только после тщательного обдумывания совершить шаг навстречу чему-то новому. Выбор жизненного пути порой дается весьма сложно. Если речь идёт об участии в чьей – то жизни, то тут надо, на мой взгляд, родиться с определением определённого убеждения, что ты и есть начало чего – то нового, что ты можешь стать этим началом для кого – то, иметь радость поделиться своей возможностью с кем – то. Ведь сначала вам необходимо стать Педагогом, вот именно Педагогом, Учителем, и именно стать, а не получить диплом о наличии профессиональной принадлежности. На мой взгляд, у педагога – наставника есть особое восприятие действительности – это непомерное желание поделиться с кем – то той радостью, которая переполняет душу педагога. Эта радость при передаче представляет собой что – то вроде живительного огня. Способен ли каждый педагог нести это пламя другим? Не знаю. Знаю точно, что педагог – наставник – это миссия. Невозможно навязать человеку по приказу это желание (это к вопросу о должности), потому как это уже заложено в определении слова «Миссия» - «предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль кого – то». Заметьте: высокому! Соответственно, это не может быть должность, потому что, вступая в должность, человек выполняет обязанности, прописанные в трудовом договоре, а это уже простите: речь не о высоком предназначении человека, учителя – наставника.

Для учителя – наставника важно всё время совершенствоваться, и ничто не побуждает стать лучше, как чье-то желание зажечь тебя как новую звезду, шагнуть к тебе через тернии твоих проблем и поддержать тебя. Как часто молодой педагог сталкивается на своём пути с преградами! Они разные: простые и сложные, важные и не очень. Порой непонятно, как отличить одни от других и есть ли вообще пути решения этих проблем? Чтоб душа не болела, а за спиной не опадали крылья. Все эти мучительные и наболевшие вопросы я задавал себе, когда пришёл работать в школу молодым специалистом. Если кто-нибудь мне сейчас скажет, что это легко: встать перед учениками и говорить, не поверю, что это правда. Нет, не просто говорить, а говорить так, чтоб речь твоя доходила до школьника, волновала не только ум, но главное- сердце. До этого момента я никогда не думал, как оказывается трудно гореть каждый день. Нельзя ведь сегодня гореть, а завтра нет. Дети чувствуют фальшь, поэтому надо быть Учителем или не быть вообще.

            Вот есть, вроде, и образование: знаешь методы, приёмы, освоил методику, учил педагогику, психологию …. а ощущения полёта нет… Ты начинаешь понимать, что упускаешь что – то важное…  Начиная работать в школе, я усвоил основные постулаты: учитель – это тот, кто имеет целостное понимание мира, беззаветную искренность души, кто не торгует с самим собой, кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души. Вот эти истины быть, по моему убеждению,  в душе педагога - наставника.

            Трудно было начинать работать… Были минуты, когда я просто подумывал, что, наверное, путь учителя – это не моё … Спасибо судьбе, что на моем пути встретились замечательные педагоги, о которых я вспоминаю с большой теплотой, потому что, благодаря их поддержке и помощи, я не опустил крылья, а расправил их, понял, что я нашёл себя. Мои наставники Шевченко Нина Афанасьевна и Еремина Любовь Дмитриевна простыми сердечными словами: «у тебя всё получится», «ты посмотри, какой ты умничка» - дали мне почувствовать себя в школе, как дома, и я понял главное, что и ученик, который приходит ко мне в класс, наверное, так же, как я, хочет, чтоб ему здесь было хорошо.

Одна из главных трудностей для меня была в работе с родителями… С детьми ещё куда ни шло, я смог, а вот родители моих учеников … Старше меня в два раза! Моё первое собрание…Тогда это для меня было Голгофой. К сожалению, гармоничных отношений между учителем и родителем удается добиться не всегда. Бытует мнение: "школа должна" и "семья обязана".  Как разрушить этот стереотип? Разумеется, семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности. Вот я, молодой специалист, на первом родительском собрании и хотел дать советы, как находить понимание с ребёнком, как избежать конфликта с ним. А пришёл, встал перед ними – и растерялся… А все ли я делаю правильно? Ведь эти глаза по ту сторону от меня ждут дружеского понимания, может, верят в меня. Я пытался сказать родителям, что  пришёл работать в школу, потому что  очень люблю детей, хочу научить их главному -  быть созидателем собственного счастья, а не полагаться  на  волю  случая и плыть  по  течению  складывающейся  вне  его воли  судьбы. Я со своим молодым задором на первом родительском собрании был, наверное, как артист на сцене, я понимал, что от этого зависит моя дальнейшая работа. Когда мне было трудно (а на первом собрании было очень трудно), я вспоминал слова моих добрых наставников: «У тебя всё получится, Женечка!».

            Сейчас, когда я имею за плечами опыт, я осознаю, что тоже должен кому-то помочь зажечь в душе огонь, расправить крылья, помочь поверить в себя. Как когда-то мне помогли добрым словом, нужным советом, так и мне хочется передать этот факел удачи молодым педагогам. Пусть и у них загорится в душе искорка Педагога, настоящего Педагога, который знает, зачем пришёл в школу. Птицей можно родиться и полететь, а Учителем ещё надо стать…

Помните древнюю мудрость Сократа? Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Эта мудрость лежит в самом сердце моей педагогической философии, ведь я, как врач, для которого главный закон: «Не навреди!». Без приборов и инструментов наблюдаю за душевным, нравственным здоровьем детей; без микстур и уколов лечу ласковым словом, советом, улыбкой, вниманием. Я, как мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей; не властвую, но сглаживаю противоречия, взвешиваю добро и зло, поступки и действия, не караю, а стараюсь предупредить.

            Думаю, что я состоялся в качестве учителя. Теперь мой черёд стать для кого-то наставником, потому что кому-то необходимо, как мне много лет назад, чтобы его поддержали, вдохновили, зажгли…Может, для молодого педагога я стану тем архитектором, который собирает песчинки сердец в одну общую звезду, даёт возможность ей загореться, а сердце учителя от такой находки горит ярче и освещает путь новым звездам, которые горят только тогда, когда их кто – зажигает, а зажигать их может только такой человек, как Данко. Так что учитель – наставник – это великая миссия, а не должность.

Категория: Мои файлы | Добавил: Симаков
Просмотров: 125 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024