Предмет:
изобразительное искусство. Программа Б.М. Неменского (4класс)
Тип урока:
комбинированный.
Тема:«Сопереживание – великая тема
искусства».
Цель:
познакомить учащихся с картиной великого русского художника
В. Перова «Тройка». Обратить
внимание на её выразительные особенности.
Задачи:
1.продолжить
формировать навык в определении средств художественной выразительности
2.развивать
творческое мышление и способность оценивать данное произведение
3.воспитывать
чувство сострадания, сопереживания героям художественного произведения
Оборудование:
для учащихся – кисти, гуашь, листы ватмана;
для учителя – фотоаппарат, компьютер,
экран.
ХОД УРОКА
Учитель.
Ребята вам знакомо слово «сопереживание»?
Ответы детей.
Учитель. Что
вы вкладываете в это понятие?
Ответы детей. Сопереживать – значит сочувствовать кому
– то, понимать его душевное состояние. Уметь поставить себя на место другого
человека, понять интересы другого человека как свои собственные
Учитель. На
экране вы видите картину Василия Перова, а я вам прочитаю стихотворение Н.
Некрасова «Плач детей» (фоном звучит музыка «Токката и фуга ре-минор»
И.С.Баха).
ПЛАЧ ДЕТЕЙ
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,-
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
- Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!-
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей...»
Учитель. Что
вы почувствовали, слушая стихотворение, музыку и смотря на эту картину?
Ответы детей. Мысочувствуем детям, нам их жалко, потому что…
Учитель.
Ребята, а я почувствовал горе и отчаяние в детских словах. А как бы вы назвали
эту картину?
Ответы детей.
Учитель.
Художник Перов назвал эту картину «Тройка». Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Учитель. Картина написана в мрачных, серых тонах. Небо
покрыто мглой. Обледеневшие края бочки и бледные лица детей выделяются белыми
пятнами на общем мглисто-сером фоне картины. Как бесконечна монастырская стена,
так и бесконечна, и тяжела работа детей.
С большим художественным мастерством переданы в
картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную
работу. Выбивается из сил девочка лет девяти, в изношенном ватном пальтишке.
Из-под полы, отброшенной встречным ветром, виднеется легкое ситцевое платье. На
голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра назад.
Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги
мальчик со страдальческим лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую
лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча, одежонка не греет
исхудавшее тело. Средний мальчик – постарше; его рваный зипун и старенький
куртуз совсем не греют, не добавляют тепла и платок на шее, концы которого
треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице уже
усталость и страдание.
Эти дети отданы в ученики мастеровому, который не
столько учит их ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по
хозяйству.
Лишь крошечная доля радости досталасьим – это Жучка, бегущая впереди «тройки».
Жучка, единственный друг детей, всегда готова защитить их.
Учитель. Жалко таких ребятишек. Правда? А ведь важно не
только пожалеть, посочувствовать, сопереживать этим обделенным детям. Важно
ведь им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не
замечаем этого. А может, нужно просто оглянутся вокруг – может я могу помочь, и
это зависит от меня. Я всем предлагаю встать в круг, представьте себе, что
самолет, на котором мы летим, потерял управление и через несколько минут
произойдет катастрофа. Но у вас есть шанс спастись. Вам будут выданы парашюты
(учитель раскладывает листы бумаги в центре круга). Одна беда: парашютов не
хватает на всех пассажиров. По моему сигналу (хлопку) вы должны взять парашюты.
Те, кто взял парашюты, выходит через «люк» (два стула) и садятся на свои места.
А теперь прошу всех высказаться, почему вы взяли парашют? Тем, кому их не
хватило, обоснуйте предоставление парашюта именно вам.
Ответы детей.
Учитель. Сейчас мы с вами создадим рисунки в группах, эта
работа коллективная и вы будите работать вместе. Сюжет найдите и продумайте
самостоятельно. Подумайте, ктострадает
вместе с вами. Чью боль вы слышите? Как выразить это в рисунке, чтобы и зритель
понял и почувствовал сострадание?
Учитель. Для воплощения своего замысла можно ограничить
палитру и работать несколькими цветами – холодными, белой и черной краской.
Учитель.
Ребята теперьпредставьте свои
коллективные работы. Как бы вы их назвали?
Ответы детей
Учитель фотографирует детские
работы и вставляет их в презентацию PowerPoint.
На экране картина В.Перова
«Тройка» и три творческие работы
Учитель. Что
общего в ваших работах и картине художника Перова?
Ответы детей
Учитель.Посмотрите,
ребята, как много нам с вами может сказать картина! Стихотворение! Музыка! Произведения
искусства могут нас волновать, не оставлять равнодушными лишь при условии,
если… мы его…понимаем. Сопереживаем вместе с автором произведения искусства.
Учитель подводит итог, дает
качественную оценку детской деятельности. Высказывает свое положительное
отношение к коллективным работам детей и читает стихотворение Р. Гамзатова.
1Декина Ирина Вадимовна, учитель русского языка и литературы(09.04.2011 18:13)
0
Уроки Евгения Леонидовича восхищают одновременно и своей простотой, и своей глубиной.Казалось бы чего проще, краски, музыка, картины, стихи - и урок готов. Но как тонко, как виртуозно выстроены все элементы урока. Как единственно правильно выбраны средства достижения поставленных целей урока. Его уроки не просто уроки изобразительного искусства - это уроки духовного взросления и мудрости. А это так важно, согласитесь, чтобы наши ученики росли неравнодушными, умели видеть красоту и создавали её вокруг себя своими руками.