У человека есть одна из удивительнейших способностей – решать поставленные задачи творчески, то есть не по заранее усвоенному плану, а гибко и адаптивно. Креативность, или творческое мышление – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а умение мыслить «в разных направлениях», т. е. способность видения различных сторон изучаемого объекта. Дивергентное мышление – это мышление, которое стремится решить проблемы очевидно нелогичными средствами; процесс и готовность смотреть на вещи подругому; образ мыслей, ищущий решение трудной проблемы через неординарные методы или элементы, которые обычно игнорируются логическим мышлением. Развитие креативности способствует решению следующих задач:
-научить детей находить решения в нестандартных ситуациях,
-развить оригинальность мыслительной деятельности,
-научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон,
-развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире. Проблемами развития творческого мышления занимались такие ученые, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Г.Я. Буш, Л.С. Выготский, В.Д. Богоявленская.
Арттехнология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Арттехнологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Использование арттехнологий, одной из технологий, повышающей качество образовательного процесса, дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в человеке стремление к углубленному изучению материала, развить творческие способности. Исследование арттехнологий привлекало и привлекает внимание различных ученых: Т.Г. Казаковой, К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Т.С. Комаровой, Л.Д. Лебедевой. Поскольку арттехнологии реализуются воздействием средствами искусства, то их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. Выделяют следующие направления арттехнологий: визуальные арттехнологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арттехнология, ландшафтная арттехнология); музыкальная арттехнология; драматехнология; нарративная (сказочная) арттехнология.
Друдлы (или, поанглийски, droodles) – это интересное изобретение американского автораюмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950х годах. Название droodle происходит как комбинация трех слов: «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения.
Картинка друдла является чемто вроде каракулей и похожа на то, что обычно школьник рисует машинально на бумаге во время урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Изначально друдлы имели только развлекательный характер, а публиковали их в основном в газетах и журналах для повышения интереса читателя к изданию. Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку. Однако постепенно друдлы перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения: психологию и даже в искусство.
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно. Чем больше креативных названий или изображений придумано, тем лучше. Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!
|